Как хорошо, что автор, Ирина Евса, собрала эти стихи в один пост! Спасибо ей и за это, и, разумеется, за сами стихи! Ровно год войны. *** — Я покину, — сказал он, — хлипкую эту лодку. Сил всё меньше день ото дня. Мне война запускает костлявую руку в глотку и вычерпывает меня. Там, внутри, уже — ни листочка, ни лепесточка ни обрыва, ни пустыря. Посмотри, — говорит, — легка моя оболочка, легче рыбьего пузыря. Я уже не читаю книг, не включаю телик. За харчами — и в норку юрк. Я — законченный псих, затравленный неврастеник. И не в помощь ни Фрейд, ни Юнг. Соскреби нас, Господь, стальным своим мастихином до землицы сырой, до тьмы. И не надо стихов — какие теперь стихи нам? — только бдение и псалмы. Дрожь, как будто еще не выскочил из простуды. Стынет воздух на языке. Я давно уже ем из пластиковой посуды — прочей не удержать в руке. Рынок, ёлок предновогодние позументы, дом в гирляндах, окно в синих блёстках — не вижу в целом: всё на фрагменты, на фрагменты расчленено. А ещё он сказал: «Когда я рассыплюсь в этом судном взрыве на горсть песка, собери меня, Боже, заново — не поэтом, а смотрителем маяка, что уверен в одном: не тьма управляет светом, а его рука». *** — Ладно, Ты отобрал море, клочок земли в пять с половиной соток, лунные ковыли, сад в дождевой пыли, лета горячий свёрток, дружный галдеж гостей с ворохом новостей, беглого муравья. Но зачем Ты убил детей? Слышу в ответ: «Не Я». — Ладно, взамен тюрьмы Ты мне вручил суму, выбранив троекратно. Разум моих друзей Ты погрузил во тьму и не вернул обратно. Кореш меня учил: Бог — справедливый чел, а не галлон вранья. Но детей Ты убил зачем? Слышу в ответ: «Не Я». — Ладно, меня Ты спас. Чтоб не рванула вспять, окна обрушил в доме. Дал сухарей в запас. И, бормоча «не спать», выплюнул на кордоне — мол, на luisenplatz в тёплом чужом пальто выживешь, корм клюя. Но детей ты убил за что? Слышу в ответ: «Не Я». Вот я плыву пятном в пёстрых Твоих рядах в ночь, где всего дороже крыша над головой: по-украински — дах и по немецки — тоже. Кирхи зеленый шпиль над городской стеной. Огненный сухоцвет. — Господи, это впрямь Ты говоришь со мной? И ничего в ответ. *** — Смотри, смотри, — он говорит, — вон там, налево от угла, водонапорная горит. Сегодня башня умерла. А книжный помнишь? Испокон в нём жили Фрост, Петрарка, Пруст. Вчера все внутренности он, сложившись, выблевал из уст. А пруд, где я тебя пугал к мосткам прибившимся жуком? Там покорёженный мангал присыпан пепельным песком. Они, которых «тьмы и тьмы», взорвав, разграбив, порубив, уже убили всё, что мы обжить успели, полюбив. Я тоже умер, если что. Теперь я — видеомонтаж. Взамен потёртого пальто — на мне солдатский камуфляж. Не тронь: я — трэш, я нехорош, я не из тех, кто ищет слёз. На свет не выйду — обомрёшь: мне полбашки осколок снёс. Я — только тело среди тел, что в яме общей сплетены, и, если честно, лишь затем я отделился от стены, с трудом дождавшись темноты (как будто можно опоздать!), что можешь ты и только ты меня по шраму опознать. *** Ты разбуди меня, но не здесь, не здесь. Не заслоняй мне свет, как дурная весть, словом «война», его нарративом чёрным. Я доверяю только цветам и пчёлам. Я не в ответе за мировую гниль. «Где мои дети?» — снова кричит Рахиль. В левом крыле, за лифтом, её палата. Кто эти люди в белом — врачи, враги ль? Вот мои дети: донник, ромашка, мята. Кровь со щеки успела еще стереть правой рукой. Сказали: осталась треть. В хитром сплетенье длинных шнуров и трубок — не подходи, не смей на меня смотреть! — жалкий скулит обрубок. Там разбуди, где воздух с утра стеклит узкие окна меж розоватых плит. Вот я сижу на ветке ольхи, болтая тем, чего нет, и тем, чего нет, машу тем, кого нет. Шмели расшивают шум, сталкиваясь бортами. *** Евгении Моргулян По ржавому пальнув, пустому баку: отстой, мол, и фигня, он, выбив дверь, убил мою собаку. Потом убил меня. И не было ни ужаса, ни боли — негромких два хлопка. Мы встали и пошли, минуя поле, направо, где река. Но лапу приволакивала псина, и боком по стерне теперь не впереди она трусила, а тычась в ногу мне, в любой момент готовая включиться, и даже огрести за дурочку с пробоиной в ключице и слабостью в кости. Река, вписавшись в местную природу, слегка смиряла прыть. Я знала, что собака эту воду не сможет переплыть. А та в оцепенении глубоком, поджав худой живот, косила на меня печальным оком: «А вдруг, не доплывёт?» Две беженки, чей срок на «или—или» бессмысленно истёк, мы с ней переглянулись и поплыли, по грудь войдя в поток. И словно безразличная, чужая речь вне добра и зла, река впустила нас, не отражая в себе, и понесла.

Теги других блогов: стихи война Ирина Евса